<<< назад

Петр Алексеевич Кропоткин

Князь П. А. Кропоткин происходил из одного из самых древних русских родов, который вел свое начало от Рюриковичей, таким образом, превосходя в родословном отношении правящую царскую династию Романовых. Петр Кропоткин отучился в Первой московской гимназии, закончил Пажеский корпус (1862), но вместо того, чтобы продолжить военную карьеру, предпочел заняться географией и выбрал себе службу в Амурском конном казачьем войске, надеясь способствовать реформам в Сибири. Кропоткин принял участие в нескольких экспедициях, обследовавших область Северной Маньчжурии, неизвестные на тот момент северные склоны Восточного Саяна, районы центральной части Восточной Сибири, где при его участии были открыты Патомское и Витимское нагорья и несколько хребтов. Изучив материалы о течениях и перемещениях льдов в Баренцевом море и прилегающих частях Северного Ледовитого океана, Кропоткин предсказал наличие суши в океане севернее Новой Земли, но царское правительство отказалось финансировать морскую экспедицию, а через 2 года австрийские географы именно в этом месте открыли архипелаг и назвали его Землей Франца-Иосифа. Кропоткин подготовил несколько научных трудов, которые впоследствии принесли ему мировую известность. Русское географическое общество наградило его золотой медалью, а в 1870 избрало секретарем Отдела физической географии.

Осознав косность бюрократической системы и невозможность кардинальных изменений в России, Кропоткин в 1867 вышел в отставку и отправился в Швейцарию, где вступил в I Интернационал. По возвращении в Россию он примкнул к революционному кружку "чайковцев", вел пропаганду среди рабочих и студентов. В этот период в работах "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" и "Программа революционной пропаганды" он в общих чертах сформулировал свою анархистскую теорию. В 1874 Кропоткина арестовали и в течение 2 лет он находился в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург). Через 2 года Кропоткина перевели в тюремный госпиталь, откуда он совершил дерзкий побег и эмигрировал.

За 40 лет эмиграции Кропоткин написал свои основные исторические и политические труды: "Речи бунтовщика" (1885), "В русских и французских тюрьмах" (1887), "Хлеб и воля" (1892)2, "Современная наука и анархия" (1901), "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера"(1902), "Великая французская революция. 1789 — 1793" (1909), "Современная наука и анархия" (1913). Первоначально он некоторое время жил в Швейцарии, где после смерти М. А. Бакунина стал наиболее авторитетным теоретиком анархизма, однако в 1881 по требованию русского правительства его выслали из страны. В 1883 за проповедь анархистских идей и принадлежность к уже не существовавшему I Интернационалу он был осужден во Франции на 5 лет, но под давлением общественного мнения амнистирован в 1886. После этого Кропоткин поселился в Англии.

В июне 1917 уже глубоким стариком Кропоткин вернулся в Россию, но, верный идеям анархизма, отказался войти в состав Временного правительства. Первое время он жил в Петрограде, с августа 1917 — в Москве, откуда весной 1918 перебрался с семьей в подмосковный Дмитров, где и умер 8 февраля 1921. В годы гражданской войны обращался к Ленину с призывом прекратить красный террор и захват заложников, как недостойные революционной партии. Ответа на эти призывы не последовало. В честь П. А. Кропоткина впоследствии были названы: горный хребет на юге Патомского нагорья и там же поселок (к северо-востоку от Бодайбо); хребет в Восточном Саяне и гора в Олекминском Становике; гора в Антарктиде; железнодорожный узел Романовский хутор, ныне город Кропоткин Краснодарского края; одна из красивейших станций Московского метрополитена "Кропоткинская".

Идеи П. А. Кропоткина
Причина неудачи всех революций, по мнению Кропоткина, заключалось в угнетении личности, что на практике всегда выливалось в борьбу с инакомыслием, и не только с враждебными классами, но и с былыми единомышленниками. Вот почему самоистребление революционных лидеров характерно для любой развитой революции. Любая революция по своей природе деструктивна и регрессивна, и как таковая она является антиисторическим явлением. В то же время она проявляет себя как духовная деспотия: революция рождается из насилия и порождает насилие. Государство же, в представлении Кропоткина, есть орган, механизм и генератор насилия, и как антагонист свободы личности должно быть уничтожено. Государство как "самое серьёзное препятствие для развития общества на началах равенства и свободы, так как представляет историческую форму, выработавшуюся и сложившуюся с целью помешать этому развитию. Люди, стоящие на такой точке зрения, стремятся поэтому не преобразовать, а совершенно уничтожить государство". Отвержение государства — это онтологическое воплощение полного неприятия Кропоткиным принижения и угнетения индивидуальной величины – свободы личности. Идеалом Кропоткина было общество, где категорически бы исключалось насилие в любой форме и где свободная личность как таковая могла обладать правом выбора.

 

Комментарий дает Куратор истории во Вселенной Ультраразумный Бог Христарх:

 

Вся информация, представленная в данной статье, правдивая.

Контактных связей у П.А.Кропоткина не было.
В настоящее время Душа П.А.Кропоткина проживает в Отсеке энергий «Бойцовский дух». Отсек находится в Доме Бога Отца.